Царская семья: последние дни, расстрел, обретение останков
Новые книги о Царской семье
АРЕФА
valid xhtml
valid css

Археологические находки на Старой Коптяковской дороге


24 августа 2007 года в региональном информационном центре «ТАСС-Урал» прошла пресс-конференция на тему: «Археологические находки на Старой Коптяковской дороге: новое исследование фактов гибели императорской семьи Романовых?».

На Старой Коптяковской дороге обнаружен объект представляющий двойное костровище, расположенное в ямах, заполнение которых включало костные останки разной степени сохранности и состояния, пули, железные гвозди и уголки, фрагменты керамического сосуда и другие предметы. Предварительный антропологический анализ определил костные останки человеческими, подвергнутыми разрушению разного характера, в том числе сожжению. Фрагменты керамического сосуда идентичны найденным в основном погребении, вскрытом в 1991 году, и являются обломками керамических амфор с японской серной кислотой.

Участники:
Андрей ГРИГОРЬЕВ, Заместитель генерального директора Научно-производственного Центра по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области
Олег ГУБКИН, Заместитель министра культуры Свердловской области, председатель постоянно действующей комиссии по проверке сохранности музейных фондов, принятию итогов сверок музейных коллекций в музеях Свердловской области, хранящих Музейный Фонд Российской Федерации
Николай ЕРОХИН, Научный сотрудник Института экологии растений и животных Уральского отделения Российской академии наук (УрО РАН)
Евгений КУРЛАЕВ, Кандидат исторических наук, докторант Института истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук (УрО РАН)
Юрий ЛИТВИНЕНКО, Генеральный директор областного государственного учреждения культуры «Научно-производственный Центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области»
Николай НЕВОЛИН, Начальник Свердловского областного бюро судебно-медицинской экспертизы, кандидат медицинских наук, Заслуженный врач РФ, главный судебно-медицинский эксперт УрФО и министерства здравоохранения Свердловской области, зав. кафедрой судебной медицины Уральской государственной медицинской академии
Сергей ПОГОРЕЛОВ, Заместитель начальника отдела археологии Научно-производственного Центра по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области
Дмитрий РАЖЕВ, Старший научный сотрудник Института истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук (УрО РАН)

Олег Губкин:
Речь идет о продолжении работ, которые были начаты еще в 1990-х годах, и проводились на месте второго погребения. Подобные поисковые и археологические работы проводились начиная с июля 2007 года.

Юрий Литвиненко:
НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области занимается выявлением всех памятников на территории области. В июне 2007 года, осознавая мировую историческую значимость события и объекта, было принято решение провести новые изыскательские работы на Старой Коптяковской дороге с целью обнаружения предполагаемого второго места укрытия останков членов императорской семьи Романовых. Работы были внеплановые.

Андрей Григорьев:
От уральского краеведа В.В. Шитова я узнал о том, что в архиве хранятся документы, в которых рассказывается о пребывании царской семьи в Екатеринбурге и ее последующем убийстве, а также о попытке сокрытия их останков. До конца 2006 года начать поисковые работы мы не смогли. 29 июля в результате поисков мы наткнулись на находки.

Евгений Курлаев:
Поиски захоронений царской семьи продолжались довольно давно, с 1992 года. Работы проводились почти тем же составом. На подготовительной стадии были проведены консультации с Министерством культуры Свердловской области; Институтом истории и археологии УрО РАН, Музеем памяти Романовых и фондом «Обретение» - первые исследователи этих мест и объектов; Институтом Экологии растений и животных УрО РАН. Последние годы поиск прекратился, и был возобновлен только в 2007 году.

Сергей Погорелов:
Инициаторами поиска захоронений были заместитель директора НПЦ по охране памятников Свердловской области Григорьев А.Е. и историк-краевед Шитов В.В., член военно-исторического клуба «горный щит» Неуймин Н.Б.

После месяца поисковых работ были найдены костровище, угли, костные останки, керамика, гвозди. После этого было принято решение расширить экспедицию, были приглашены специалисты Института истории и археологии УрО РАН, и специалисты Института экологии растений и животных УрО РАН. После обнаружения объекта было принято решение заложить раскоп (площадью 100 кв. метров). Пришлось по контуру раскопа сделать осушительную траншею, тем самым отведя грунтовые воды.

Заранее о проведении раскопок специально не сообщалось, и это позволило провести раскопки на высоком уровне.

Николай Ерохин:
В результате раскопок каждая находка фиксировалась с точностью до 1 см, как по вертикали, так и по горизонтали. Было найдено предположительно, пятно костровища и второе пятно - предположительно, пятно погребения, а также множество сопутствующих элементов, таких как выброшенный грунт, перемещенные части угля и др. основным элементом являются фрагменты керамики, в которой содержалась кислота. Все находки зафиксированы на видео и фото.

Дмитрий Ражев:
В процессе раскопок были обнаружены кости, металлические изделия (гвозди, уголки от деревянных ящиков), пули, фрагменты керамики. По предварительному анализу, кости - это останки человека, подвергнутые разрушению разного характера, в том числе сожжению, кости принадлежат двум молодым индивидуумам. К сожалению, кости немногочисленны и очень фрагментированы.

Фрагменты керамического сосуда идентичны найденным в основном погребении вскрытом в 1991 году, и вероятно являются обломками керамических амфор с серной кислотой. Железные уголки и гвозди, вероятно, являются крепежом деревянных ящиков для сосудов с серной кислотой. Пули оболочные, разнокалиберные, от патронов для короткоствольного огнестрельного оружия.

Сергей Погорелов:
Были проанализированы архивные данные, второе захоронение находится в непосредственной близости от первого, основного, захоронения. Определено, что костные останки перемещались из более мелкого костровища в более глубокое. Этот комплекс фактов: местоположение, объект, костные останки, пули, керамика, детали железного крепежа и итоги антропологического анализа позволяют сделать предварительный вывод, что это захоронение связано с первым захоронением царской семьи.

Николай Неволин:
21 августа 2007 года Генеральной прокуратурой РФ было возобновлено к производству уголовное дело №18/12366693, ранее возбужденное по факту обнаружения захоронения на Старой Коптяковской дороге в 1993 году.

17 августа 2007 года в Бюро судебно-медицинской экспертизы были переданы фрагменты костных останков, обнаруженных на месте второго захоронения. В общей сложности насчитывается 44 фрагмента костей размером от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. Все кости значительно фрагментированы. Кроме того, переданы 7 фрагментов зубов, причем 2 зуба сохранились достаточно хорошо, а также 3 пули и 1 фрагмент тканей одежды. В настоящее время все фрагменты хранятся в генетической лаборатории Бюро судебно-медицинской экспертизы при низкотемпературном режиме, чтобы предупредить возможное воздействие на них.

По мнению Генеральной прокуратуры РФ исследование предполагается проводить на базе Свердловского областного бюро судебно-медицинской экспертизы, которое располагает современной лабораторией. В настоящее время определяется круг специалистов, которые будут проводить исследование. До тех пор останки демонстрироваться не будут.

Будет проведен генетический анализ останков, чтобы была возможность сравнить их с останками, найденными на первом месте захоронения и установить их возможное генетическое родство. Кроме того, будет проведено генетическое исследование на возможное обнаружение гена, обуславливающее заболевание гемофилией (заболевания, которым страдал царевич Алексей).

Обнаружены ли на останках следы сожжения?

Николай Неволин:
На отдельных фрагментах костей обнаружены признаки так называемого серого и белого каления, которые, безусловно, свидетельствуют о признаках воздействия высокой температуры и пламени.

Свидетельствует ли расположение пуль о том, что они находились в телах убитых?

Дмитрий Ражев:
Все пули были обнаружены в непосредственной близости от костных останков. Поэтому есть осторожные основания предполагать, что пули находились в мягких тканях организма.

Что можно сказать о записке Юровского?

Андрей Григорьев:
Все, что хранится в областном партийном архиве, было рассекречено в 90-х годах. Я обратил внимание на вшивку, сделанную в 1963 году. Сын Юровского Александр приезжал и сделал запись следующего содержания, что «правки в машинописном тексте сделаны рукой моего отца». Возможно, именно в связи с этим возвращался в Свердловск Юровский. Безусловно, в архиве были и стенограммы и их расшифровки.

В какие сроки предполагается провести экспертизу останков?

Николай Неволин:
Конкретных сроков проведения нет, все будет зависеть от того, как быстро специалисты смогут выявить ДНК. Если ДНК хорошо сохранились, что экспертиза пройдет довольно быстро, возможно, она будет завершена до конца 2007 года.

Возможно ли, что останки были повреждены при захоронении, либо такое состояние обычно для подобных находок?

Дмитрий Ражев:
Это необычно. Если ориентировочно предполагать, что древность этих останков несколько десятков лет, то для того, чтобы довести костную ткань до такого состояния, необходимо внешнее воздействие. Часть воздействий имеет естественное происхождение, но часть из них носит явно внешний характер.

Принимает ли православная церковь участие в проведении исследовательских работ?

Сергей Погорелов:
Было направлено письмо губернатору Свердловской области и Патриарху Алексию. Насколько известно, Патриарх на Священном Синоде озвучил эту информацию.

Можно ли по степени сохранности костей судить о том, когда было сделано захоронение?

Дмитрий Ражев:
По сохранности костей об этом судить нельзя. Однако другие признаки позволяют говорить давности примерно в десятки лет.

Олег Губкин:
Министерство культуры Свердловской области планирует продолжить исследование участка, где были обнаружены два захоронения. Далее предполагается придать месту, где были обнаружены находки, статус достопримечательного места и сделать все, чтобы на месте находок на Старой Коптяковской дороге в будущем был создан историко-мемориальный комплекс памяти Романовых.

На какой глубине были обнаружены костные фрагменты?

Дмитрий Ражев:
Кости залегали неравномерно. Самые ранние были прямо под дерном, на глубине 4-5 см, самая глубокая точка - 50 см.


24.08.2007